МОРКОВЬ (miss_carrot) wrote,
МОРКОВЬ
miss_carrot

Действительно ли кино?

Вот и завершился в Москве 3й фестиваль действительного кино Кинотеатр.док. 
Он начался с тревожного заявления организаторов "мы просим вас не расслабляться, не искать забавных трюков, нам всем очень не достает новых смыслов, свежих идей и умения проникать за поверхность вещей". На поверку все оказалось не так страшно. Как всегда, фестиваль проходил в подвале Театра.док в Трехпрудном переулке - но еще прибавилась площадка Актового зала. Как всегда, угощали сушками и чаем -а один раз даже вином! Как всегда, было много документальных фильмов, снятых на цифровую камеру - даже слишком много. Слишком похожих. Слишком "в формате". 

Кинотеатр.док выпрыгнул как черт из табакерки 2 года назад все из того же подвала в Трехпрудном - и сразу замутил фестиваль. Первый опыт оказался не комом, хотя программа была неровная, нервная, но в тоже время бодрая и цепляющая. В конкурсный показ попадало все подряд - игровые фильмы, сделанные по принципу вербатима, документальные фильмы, снятые на цифру и на кино, истории детей, беженцев и солдат. 
Этот первый фестиваль был криком радости и боли в кромешном бунеже кино-мейнстрима. Это был прекрасный гвалт и галдежь нарождающегося жанра, а иногда сквозь этот жизнеутверждающий шум даже прорывались действительно зрелые высказывания - как, например фильмы Лобана, Хомерики, Костомарова. По окончании фестиваля ни у кого не осталось сомнений - появилось новое действительное кино. Кино о жизни и для жизни. Кино как отношение к жизни.

Через год на второй фестиваль Кинотеатр. док поступило закаливающее количество заявок. Действительное кино как эпидемия охватило молодых и креативных, а доступность цифровых видеокамер привело к такому результату - 50 фильмов в конкурсной программе. Именно на втором фестивале удалось ухватить и сформулировать основные принципы того самого действительного кино, которое не документальное и не художественное, не хорошее и не плохое - которое не манипулирует, не навязывает и не поучает. Продолжая метафору кино как речи – был создан алфавит и грамматика языка действительного кино, но пока еще мало кто говорил на нем без ошибок.

Итак, третий год фестиваля Кинотеатр.док стал во многом решающим. Теперь есть четко сформулированные критерии - скорее не кинематографического и не художественного свойства - по которым "действительные" фильмы быстро и без запинки отличают от всего остального и прочего. Раз - фильм снят на цифровую камеру. Два - автор представляет проект, развивающийся во времени и пространстве, с элементами исследования. Три - фильм не только отражает, но и взаимодействует с реальностью. Четыре - манипуляции в виде закадровой музыки, ухищрений монтажа и прочих красивостей сведены к минимуму.

В конкурсную программу третьего фестиваля вошли всего 25 фильмов, но по ним будут судить и равнять работы всех будущих фестивалей. Больше нет кино-шума и кино-трепа - есть четкая связная речь на тему действительности, с ясными формулировками, с хорошей кино-дикцией. Это, безусловно, прорыв. Ведь действительное кино - не просто визуальный жанр, это скорее гражданская позиция. А гражданская позиция должна быть четко артикулирована. 

В заключении хотелось бы вернуться к заявлению организаторов фестиваля: «Честно сказать, достижений пока действительно не много. Куда больше намерений, планов, идей. Одна из таких идей – школа. Место, где учат умению видеть, желанию понимать, навыкам рассказывать о понятом, и приемам, которые делают этот рассказ внятным». Такая школа необходима. Очень важно, чтобы авторы и зрители действительного кино заговорили на одном языке. Ведь действительное кино – это когда тебя понимают.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments